Главная » Функциональная грамотность

Функциональная грамотность  — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены:

  • Математическая грамотность
  • Читательская грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

Читательская грамотность.

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Основные виды читательской функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность - свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
  • информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
  • деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Естественно-научная грамотность.

Способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Тематические области, которые относятся к естественнонаучной грамотности:

  • здоровье;
  • природные ресурсы;
  • окружающая среда
  • опасности и риски;
  • связь науки и технологий.

Математическая грамотность.

Способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

 

Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся:

- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.

Финансовая грамотность.

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением. 

Структура финансовой грамотности включает в себя четыре ключевые области:

  • деньги и сделки,
  • планирование и управление финансами,
  • риск и вознаграждения,
  • финансовый ландшафт.

Креативное мышление.

Компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Глобальные компетенции.

Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Нормативно-правовые документы по организации работы по повышению, формированию и оценке функциональной грамотности

Постановление правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 годы) (с изменениями на 24 декабря 2021 года) (редакция, действующая с 6 января 2022 года)»

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219«Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО»

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 № 03-1510«Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526«О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 17.09.2021 № 316-01-64-60/21 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций»

Банки заданий по функциональной грамотности

Банк заданий по функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Открытые задания PISA

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ

Примеры тестовых заданий международного исследования PISA

Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности

Интенсив ЯУчитель 3.0

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар)

Родителям о функциональной грамотности

Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.

С сентября 2022 вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что же такое функциональная грамотность?

Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив которые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.

Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на  портале Российской электронной школы (РЭШ)  . А также на  сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования  по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).

Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 1-4 классы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 5-9 классы

 

График проведения диагностических работ по функциональной грамотности в 8 и 9 классах

Класс 23-27 октября 2023 года 23-30 ноября 2023 года 18-26 декабря 2023 года
8

Читательская грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 2.

Задания: "Гольфстрим", "Гуманитарии и технари"

Математическая грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2021.

Вариант 2.

Задания: "Инфузия", "Многоярусный торт"

Естественнонаучная грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 1.

Задания: "Агент 000", "Ветряк"

9

Математическая грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2021.

Вариант 2.

Задания: "Инфузия", "Многоярусный торт"

Естественнонаучная грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 2.

Задания: "Почему мы видим так, а не иначе?!", "Зеленая энергетика"

Читательская грамотность 8 класс.

Диагностическая работа 2022.

Вариант 2.

Задания: "Гольфстрим", "Гуманитарии и технари"